«Камень» в обороне
26 февраля 2016В то время, как большинство полагает, что для оборонной отрасли в сегодняшней внешнеполитической ситуации наступила «золотая пора», представители оборонной промышленности бьют тревогу. Все дело в изменениях закона «О гособоронзаказе», который напрочь отбил мотивацию у контрагентов отрасли ОПК поставлять им комплектующие.
По мнению участников рынка, законодательные антикоррупционные нововведения не только напрочь парализовали все разумную экономическую активность, но и в самом законе читается ясная и недвусмысленная презумпция: «Все воры! Только мы вам украсть не дадим».
Резать на всем
На минувшей неделе кировские депутаты поддержали обращение коллег из Брянской областной думы, направленное председателю правительства России Дмитрию Медведеву, председателю Совфеда Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Сергею Нарышкину.
Брянские парламентарии сообщили, что непростая ситуация сложилась на предприятиях оборонного комплекса и предприятиях, работающих с ними в кооперации в связи с принятием обновленного закона «О гособоронзаказе». Так как у кировского ОПК ситуация аналогична, то брянских коллег поддержали и наши депутаты (кстати, аналогичное обращение уже ушло в правительство РФ и от свердловских «оборонщиков»).
В чем весь сыр-бор? «С 1 сентября 2015 года введен режим использования отдельных счетов в уполномоченных банках, установлены дополнительные ограничения для участников государственного оборонного заказа, существенно изменен регламент контроля, в связи с чем у предприятий ОПК возникли серьезные проблемы с исполнением закона «О государственном оборонном заказе» - сухо говорится в обращении. Если говорить языком попроще, то с «оборонными» заказчиками сегодня больше не хотят иметь дела предприниматели. В чем дело? Пунктов много, мы отметим лишь основное.
Так, головной исполнитель (лицо, заключившее договор непосредственно с госзаказчиком), привлекаемые им исполнители и исполнители «второго уровня» (которых нанимают исполнители «первого уровня») теперь называются старым словом «кооперация». Вся цепочка «кооперации» должна быть прозрачной. Заказчикам и УФАС (как контролирующему органу) «кооперацией» предоставляется масса информации, в том числе информация о затратах на исполнение.
Кто-то спросит: что же здесь страшного? Среди запретов есть довольно неоднозначные (см. статью 8 закона 275-ФЗ в новой редакции).
Например, закон говорит, что нельзя включать что-либо лишнее в себестоимость. Любой предприниматель понимает, что на практике это значит, что будут «резать на всем, на чем смогут» (и что с государственной точки зрения является здесь «лишним»?). Также нельзя тратить полученные по контракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. В переводе с юридического на русский: по кредиту из аванса не рассчитаешься.
Расчёты по госконтрактам с головным исполнителем, а также с остальной «кооперацией» могут производиться только через уполномоченные банки. Выбирает банк только головной исполнитель — из списка (есть на сайте ЦБ РФ). А вот это уже серьезно. Здесь уже можно забыть про «удобный банк через дорогу» и про «обычные» расчетные счета. На каждый контракт каждому члену «кооперации» нужен отдельный счёт и договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком – тем самым, что выбрал головной исполнитель. Нет отделения в вашем городе? Это ваша проблема.
Кстати, с закрытием контракта закрывается и отдельный счёт. Контрактов много? Тогда нанимайте отдельного человека, желательно с проживанием около нужного банка.
Все счета – под жёстким контролем кредитного учреждения и УФАС. Банк следит: не крадёт ли клиент? И направляет всю информацию по счёту в единую информационную систему гособоронзаказа. Юридически это называется «банковское сопровождение». К счастью, бесплатное (прописано в законе). Но что мешает банку запросить вагон документов, чтобы желающие делать поставки на благо страны шли в какой-нибудь другой банк за бесплатной услугой?
Мало патриотизма
По отдельным счетам можно совершать только строго определённый перечень операций (см. ст. 8.3. закона № 275-ФЗ в новой редакции). Открывает список дозволенного уплата налогов и сборов, все остальное — после. Вывод прибыли (строго в установленном размере) – после исполнения госконтракта (и представления документального подтверждения исполнения банку). Возмещение затрат на исполнение – тоже после (строго при условии подтверждения обоснованности фактических расходов). При таком количестве запретов даже удивительно, что закон все-таки разрешает выплачивать зарплату работникам в процессе работы над госконтрактом.
И ещё: разрешена оплата «иных расходов» на сумму не более трех миллионов рублей в месяц. В остальном – деньги с отдельного счёта можно направлять только на такие же отдельные счета (рассчитываться с исполнителями уровнем ниже, например).
Также есть перечень операций из 15 пунктов, которые по отдельным счетам просто не допускаются. Например, зачеты, цессия, выплаты по кредитам и исполнительным документам (кроме нескольких незначительных исключений).
При этом, УФАС добавили полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. Теперь по требованию контролирующего органа представлять надо все («вплоть до интимных фото» - уже шутят по этому поводу юристы в Интернете). Расписан порядок проверок и рассмотрения дел, в КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Вариантов уйти от ответственности практически нет.
А теперь вопрос из серии риторических: почему бизнес больше не хочет работать с оборонными предприятиями?
Ответ прост. Во-первых, нет финансового стимула (деньги на счете есть, а потратить их нельзя. А если их вообще не заплатят? А есть ли смысл открывать отдельный счет, чтобы продать оборонному предприятию, например, гаек на 3000 рублей?). Во-вторых, не очень приятно все время находиться под пристальным надзором (и подозрением) контролирующих органов.
«В законе ведь презумпция — ясная и недвусмысленная. «Все воры! Только мы вам украсть не дадим». А те, кто не воры? Я знаю этих людей – отнюдь не воров. Я с ними работаю. Им сейчас и невыгодно, и обидно», - комментирует сегодняшнюю сложившуюся ситуацию практикующий юрист и кандидат юридических наук Алексей Лисаченко.
В общем, одного патриотизма для эффективного производства, как оказалось, мало.
Менее 10%
Как известно, «оборонщики» - это не те люди, которые при первых же сложностях бегут жаловаться. Все-таки специфика работы обязывает. Но за 5 месяцев действия обновленного закона многим, видимо, стало совсем невмоготу.
«В настоящее время большинство предприятий не осуществляют производство и отгрузку продукции в интересах Министерства обороны РФ в запланированных объемах, выручка в октябре-ноябре 2015 года снизилась более чем на 50% по отношению к средней за 9 месяцев 2015 года; ряд предприятий готовятся к вынужденному простою; возможна задержка заработной платы и уплаты налогов» - говорится в обращении брянских промышленников. Они отмечают, что из-за обновленного федерального закона «О гособоронзаказе», проблемы с точки зрения практической реализации возникли у предприятий третьей и ниже уровней кооперации (проще говоря, поставщиков). Каждому из них нужно открыть 1500 (!) счетов, «что значительно усложняет учет, приводит к дополнительным расходам, необходимости штата специалистов, и, как следствие, к увеличению себестоимости выпускаемой продукции; также крайне затруднительным выглядит организация раздельного учета при групповом методе производства».
В итоге, резюмируют «оборонщики», часть производителей, не имеющих значительных объемов продаж в интересах Минобороны РФ, отказываются с ними работать. И просят ограничить в законе понятия
«Исполнитель» и «Кооперация головного исполнителя» компаниями, осуществляющими поставку товаров и услуг на сумму, превышающую 5% от цены госконтракта головного исполнителя, а также разрешить оплату со специальных счетов на текущие счета компаниям, не являющимся «исполнителями».
Кировские руководители оборонных предприятий не только поддержали своих брянских коллег, но и дополнили своими предложениями (есть в распоряжении «БН»), которых оказалось гораздо больше.
Так, руководство ОАО «ВМП «Авитек» предлагает дать право использовать сумму окончательного расчета при частичном исполнении госконтракта, а Минобороны РФ внести в текст типовых форм госконтракта и дополнительного соглашения права головного исполнителя получать прибыль при частичном исполнении госконтракта.
«Кировский завод «Маяк» просит предусмотреть возможность расходования денежных средств с отдельного счета на модернизацию и закупку нового оборудования «как минимум в пределах амортизационных отчислений», предусмотреть аванс не менее 80% от стоимости госконтракта и возможность для головного исполнителя платить по кредитам (при недостатке авансирования работ). А, в свою очередь, электромашиностроительный завод «Лепсе» предлагает в 2016 году применить новый закон только к поставщикам первого уровня комплектации, особенно по сложным объектам, таким как корабли или самолеты, и просит упростить схему отдельного спецсчета и его сопровождения.
Кстати, руководство «Лепсе» приводит и вполне конкретные цифры: из 382 поставщиков завода на сегодняшний день подтвердили готовность работать с ними по новым правилам только 22. Менее 10%.
Волнуют «оборонщиков» и штрафные санкции.
«Значительная часть Федерального закона посвящена штрафным санкциям к предприятиям промышленности, без определения ответственности Министерства обороны РФ и банков. В то же время, первичная информация и реальная задержка сроков неисполнения госзаказа начинается с этих организаций», - говорится в обращении, подписанным гендиректором АО «Лепсе» и по совместительству председателем кировского отделения «Союза машиностроителей России» Геннадием Мамаевым.
«Если и есть от нового закона какой-либо положительный эффект, то он, наверное, только для банков, ввиду большого количества остаточных средств, которые аккумулируются на их счетах и которые оборонные предприятия в силу разных причин не могут потратить», - отметил Эдуард Носков, директор филиала № 2 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз- Антей». А по словам председателя Заксобрания Кировской области Алексея Ивонина, проблем в отрасли сегодня столько, что к ней уже подключились депутаты (как субъекты законодательной инициативы), так как кировские «оборонщики» готовы выходить со своими предложениями по корректировке закона и приведения его к текущим реалиям.
Скорее всего, совместные усилия принесут результат уже в ближайшем будущем, так как вряд ли власти смогут легко отмахнуться от проблем ОПК. Все-таки отрасль стратегическая. Особенно сейчас.
Бизнес-новости в Кирове