Проблемы перевооружения
14 сентября 2011Проблемы переооружения
Правительство России приступило к рассмотрению бюджета на ближайший трехлетний период. Одним из самых важных вопросов является возможный перенос запланированных мероприятий программы вооружения 2013–2020 годов на 2016–2023 годы.
Источник в Министерстве экономического развития сообщил, что окончательное решение пока не принято, поскольку предстоит еще рассчитать некоторые параметры программы. Власти полагают, что оборонная промышленность не сможет справиться с большим объемом заказов.
Госпрограмма вооружения (ГПВ) на 2011–2020 годы была утверждена бывшим президентом России Дмитрием Медведевым в декабре 2010 года. Общий объем финансирования программы определен на уровне 20 триллионов рублей плюс еще три триллиона рублей на модернизацию оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В случае если последует решение о переносе исполнения программы на три года, неясно, как станут сокращаться оборонные расходы до 2016-го.
Урезание бюджетных расходов на ГПВ, вероятно, будет произведено за счет проектов, завершение которых маловероятно в ближайший трехлетний период. В частности, речь может идти о строительстве новых фрегатов и ряда других надводных кораблей.
Помимо опасения, что ОПК не справится с большим количеством заказов, власти также боятся новой волны финансово-экономического кризиса. В свете возможной угрозы ГПВ, составляющая более процента валового внутреннего продукта (ВВП), оказывает сильное давление на бюджет.
Сокращение расходов на оборону уже реализуется в России. В середине апреля 2012 года первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков рассказал, что гособоронзаказ (ГОЗ) на текущий год по решению президента уменьшен на 25 миллиардов рублей – до 677,4 миллиарда. Изначально объем ГОЗ-2012 был определен в размере 704,3 миллиарда рублей. По словам Сухорукова, данное сокращение ГОЗ не скажется на выполнении ГПВ.
О том, что правительство России подготовило проект урезания расходов на «оборонку» и переноса сроков финансирования военных программ, стало известно еще в феврале текущего года. В частности, предполагалось уменьшение ассигнований на силовые ведомства, национальную оборону, безопасность и правоохранительные органы, а также ГПВ. Ожидалось, что ежегодный объем сокращений может составить до 700 миллиардов рублей.
Вскоре министр финансов Антон Силуанов опроверг наличие планов уменьшения расходов на оборону и безопасность страны: «Военную программу сокращать не придется. В этом году и на трехлетку мы никаких сокращений не предполагаем».
Действующая ГПВ изначально вызывала критику ряда чиновников и министерств, которые высказывали сомнения, что российский бюджет справится с такой финансовой нагрузкой, а предприятия – с единовременным поступлением большого количества военных заказов. Были и опасения, что после завершения ГПВ на 2011–2020 годы российскиепредприятия окажутся в кризисе из-за полного отсутствия заказов со стороны Минобороны.
Самым яростным противником госпрограммы являлся Алексей Кудрин, на момент принятия документа занимавший пост министра финансов. Считается, что именно по этой причине он был отправлен в отставку. Кудрин предлагал растянуть ГПВ не на десять лет, как сейчас, а на 15, полагая, что в этом случае оборонная промышленность сможет полноценно подготовиться к исполнению большого количества заказов на разработку, ремонт, модернизацию и производство ВВТ.