М.Овчинников: необходимо внедрять механизмы, стимулирующие снижение затрат в сфере ГОЗ
21 декабря 201510 декабря 2015 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Максим Овчинников принял участие в конференции «Вопросы экономического управления в оборонно-промышленном комплексе России», организованной при поддержке коллегии Военно-промышленной комиссии РФ и Финансового университета при Правительстве РФ.
В рамках пленарного заседания научно-практической конференции, заместитель руководителя ФАС России выступил с докладом, посвященным контрольно-надзорным функциям антимонопольного органа в сфере размещения государственного оборонного заказа (ГОЗ).
«Основной задачей ФАС России в сфере ГОЗ является предупреждение нарушений. Это гораздо эффективнее, чем пытаться устранить негативные экономические последствия, которые уже наступили в результате незаконных действий. – сказал Максим Овчинников. – Поэтому ФАС России уделяет много внимания совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ как основе для усиления предупредительного контроля».
Далее представитель ФАС России рассказал об основных изменениях в Федеральном законе «О государственном оборонном заказе» (275-ФЗ).
«В новой редакции закона подробно регламентирован порядок проведения проверок, основания для ее начала, требования к составлению акта и фиксации результатов, права работников контролирующего органа и порядок досудебного обжалования. Кроме того, закон определил процедуру рассмотрения дел о нарушении законодательства о ГОЗ, закрепил принцип коллегиального принятия решений. Все эти нормы направлены, в том числе, на защиту прав и интересов юридических лиц от произвольных действий со стороны контрольных органов», - сказал г-н Овчинников.
Наиболее важными нововведениями стали запреты на совершения действий, которые приводят к необоснованному росту стоимости продукции по гособоронзаказу и неисполнению госконтракта, а также санкции за нарушения законодательства.
«Включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с таким производством, использование средств госконтракта на цели, не относящиеся к исполнению гособоронзаказа, установление цен на продукцию выше цены на сопоставимом рынке – все это приводит либо к необоснованному росту стоимости продукции, либо вовсе к неисполнению обязательств перед заказчиком», - подчеркнул Максим Овчинников.
Подобные действия считаются серьезными нарушениями и, по словам заместителя руководителя ФАС России, нуждаются в ощутимых санкциях со стороны государства. Поэтому поправками в Закон о государственном оборонном заказе были внесены новые виды санкций. Среди них: взыскание денежных средств по возмещению нанесенного государству ущерба, и штраф в размере двукратного размера суммы затрат, необоснованно включенных в себестоимость продукции по ГОЗ.
В заключительной части Максим Овчинников рассказал о задачах, которые предстоит в ближайшей перспективе решить ФАС России. Одной из главных задач на будущее замруководителя антимонопольного органа назвал необходимость реформирования системы регулирования цен в сфере гособоронзаказа. Не менее значимым направлением деятельности является внедрение механизмов, стимулирующих снижение затрат по всей цепочке кооперации, внедрение стандарта управления закупочной деятельности и создание информационной инфраструктуры контроля за ценами.
«Мы прекрасно понимаем, что недобросовестные участники рынков, связанных с ГОЗ, будут продолжать искать возможность незаконно присвоить себе государственные средства. С новыми ограничениями чуть ли не единственным способом это сделать остается раздувание собственных расходов на продукцию по гособоронзаказу. Поэтому мы хотим создать единую информационную инфраструктуру, которая будет в реальном времени давать нам представление о текущей стоимости того или иного сырья и продукции», – заключил Максим Овчинников.