Оборонные расходы серьезно перегружают бюджет России

29 мая 2013

К 2014 году по прогнозам Минфина дефицит бюджета только вырастет. В итоге к 2015 году добиться бездефицитного исполнения бюджета, как этого хотел президент страны, вряд ли удастся. Главной виной всему малые темпы роста российской экономики. В данной ситуации министр финансов России вновь предложил посягнуть на то, за что в свое время в отставку был отправлен его предшественник Алексей Кудрин.

Уже на следующий день после отставки Алексея Кудрина тогдашний президент России Дмитрий Медведев подтвердил, что в ближайшее время военные расходы страны продолжат расти. Именно разногласия по этому пункту в свое время стали причиной публичной конфронтации министра и президента. Всем несогласным с расходами на оборону президент предложил тогда заняться поисками другой работы. По мнению Кудрина, запланированные военные расходы на уровне в 20 трлн. рублей в ближайшие 10 лет станут для российского бюджета непосильной ношей.

При этом эксперты и тогда и сейчас считают, что столь высокие траты на оборону возможны лишь за счет сокращения других статей расходов. Так Елена Пенухина – эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования полагает, что рост военных расходов возможен за счет сокращения социальных программ правительства и во многом зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. В том случае, если стоимость барреля нефти опустится ниже отметки в 100 долларов, рост военных расходов столкнется с серьезными проблемами.

Позднее, уже после того как Путин публично озвучил свои предвыборные обещания, Кудрин вновь отметил, что их выполнение будет возможным лишь в том случае, если в России будут сокращены расходы на национальную безопасность и оборону, а также субсидии в промышленность. Данную точку зрения экс-министр финансов высказал в рамках конференции, которая прошла в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». Кудрин отметил, что России необходимо на 0,5% снизить расходы на оборону, на 0,4% – на национальную безопасность и на 2,8% – на субсидии в промышленность. На его взгляд, это позволило бы поднять расходы бюджета на такие сферы как строительство дорог – на 1,6%, образование – 1,3% и здравоохранение – 1%.

Самое интересное заключается в том, что и в 2012 году, и сейчас Минфин фактически соглашается с позицией уволенного министра. По словам главы Минфина Антона Силуанова, российский бюджет не справляется с расходами на оборону. Минфин уже попросил Минобороны о том, чтобы часть трат на ВПК страны была передвинута на 2-4 года. При этом решение по данному вопросу будет приниматься в зависимости от мнения военных. На сегодняшний день на обороноспособность страны тратятся огромные деньги, к сожалению, сегодня это факт, от которого нам никуда не деться, отметил Антон Силуанов.

Причины изменения в российской программе перевооружения пояснил директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. По его словам, многие контракты, особенно многомиллиардные, были заключены в некой спешке. Что-то не было до конца продумано. При этом в исполнении данных контрактов задействовано большое число подрядчиков, не считая головных исполнителей. Время показало, что ряд военных контрактов необходимо сдвигать по времени, какие-то контракты необходимо пересчитывать. Хотя с другой стороны в это сейчас мало кто верит. При этом не стоит забывать, что и у правительства, и у Минобороны, и у Минфина, и у вооруженных сил страны национальная безопасность важнейшая из статей бюджета, но все-таки это лишь одна из его статей. В то же время в последнее время выходит так, что именно эта статья забирает больше всего бюджетных средств.

По словам главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, реакция военного ведомства на предложения Минфина будет в целом достаточно негативной. Так как там, где советуется сдвинуть разработку или серийный выпуск тех или иных систем вооружений на 2-4 года, в переводе на российские реалии можно говорить о 5-6 или большем количестве лет задержки. Сегодня критически важно в полном объеме обеспечить выполнение военных программ, так как в 90-е и 2000-е годы финансирование вооруженных сил велось, к сожалению, на минимальном уровне. Сегодня Россия становится заложником этого, государство должно платить по долгам перед ВС. Без ритмичного финансирования оборонно-промышленного комплекса, без современного оружия мы не сможем на достаточно высоком уровне обеспечить безопасность России.

Российскому бюджету угрожает дефицит

Министерство финансов России понизило прогноз по дефициту бюджета на 2013 года – ранее он был запланирован на уровне 0,8% ВВП, сейчас же ожидается на уровне 0,6% ВВП. Дефицит удалось понизить за счет того, что доходы бюджета выросли на 129,5 млрд. рублей, тогда как объем расходов остался неизменным, отметил глава Мин-фина Антон Силуанов. Интересно, что еще буквально в марте 2013 года, Минфин жаловался на то, что бюджет на 2013 может недополучить порядка 500 млрд. рублей за счет «неправильной» приватизации в силу плохой конъюнктуры для продажи акций государственных компаний и неожиданно большого объема возмещения НДС. Но сейчас эта проблема, по всей видимости, исчезла.

В следующем, 2014 году дефицит бюджета будет находиться на уровне 0,6% ВВП, но это уже негативный прогноз, так как ранее Минфин рассчитывал, что в 2014 году этот показатель удастся сократить до 0,2% ВВП. Однако сделать это не выйдет, так как в 2014 году запланировано снижение как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов российского бюджета. Снижение доходов составит около 650 млрд. рублей при сохранении на прежнем уровне всех расходов бюджета, отметил Силуанов.

Уменьшать расходы бюджета в случае снижения доходов Министерство финансов не может из-за действующего бюджетного правила. Главные финансисты страны могут урезать лишь так называемые условно утвержденные расходы, которые в следующем году составят порядка 350 млрд. рублей. По словам Антона Силуанова, данные средства могут быть сокращены для обеспечения сбалансированности российского бюджета.

При этом рост дефицита бюджета в следующем году делает выполнение предвыборных обещаний Путина практически невозможным. Ранее президент России говорил о том, что к 2015 году бюджет страны станет бездефицитным. В это же время, по прогнозам Минфина, в 2015 году дефицит российского бюджета по сравнению с 2014 годом даже вырастет и составит уже 0,7% ВВП. Доходы российского бюджета по сравнению с планом уменьшатся на 951 млрд. рублей, расходы сократятся на 400 млрд. рублей за счет части условно утвержденных расходов, заявил Антон Силуанов. В 2016 году Минфин также прогнозирует исполнение главного финансового документа страны с дефицитом – на уровне 0,6% ВВП. Впрочем, Антон Силуанов отметил, что озвученные цифры пока что являются предварительным прогнозом.

Однако, судя по всему, премьер-министр Дмитрий Медведев разделяет пессимистические прогнозы Минфина и Минэкономразвития России. Так он признал, что российский бюджет, по сути, является предкризисным. По этой причине в ближайшее время может быть остановлено финансирование некоторых региональных проектов. Речь в первую очередь идет об инвестиционных проектах, к реализации которых были привлечены частные инвесторы. В настоящее время некоторые губернаторы уже обратились к федеральному центру за помощью под данные проекты, но в ряде случаев обязательства государства перед частными инвесторами по софинансированию проектов будут приостановлены из-за «сложного» российского бюджета, отметил премьер-министр. При этом Дмитрий Медведев не исключает того, что такие действия могут повлечь за собой обращения в суд, но сделать с этим ничего нельзя.

В свою очередь Министерство финансов, для того чтобы улучшить положение российского бюджета, обратилось к военным с просьбой о переносе на 2-4 года части расходов по госпрограмме вооружений. Сделано это было достаточно мягко. «В настоящее время мы с Минобороны рассматриваем возможность переноса части расходов. Если такая возможность есть – хорошо, если нет – значит, нет», – отметил Антон Силуанов. Отсутствие напора легко объяснимо. Во-первых, еще достаточно свежа история о том, как Алексей Кудрин лишился своего поста из-за разногласий по росту расходов на оборону. Во-вторых, мешает действующее бюджетное правило. Напомним, что в 2010 году было объявлено о том, что до 2020 года Россия собирается потратить на развитие армии и приобретение новых образцов вооружений порядка 20 трлн. рублей.

Однако еще в 2012 года российское правительство начало обсуждение возможности переноса примерно 20% расходов по госпрограмме вооружений на 2013, 2014 и 2015 годы на более поздние сроки. Тогда Антон Силуанов вместо части бюджетных средств предложил военным использовать банковские кредиты под государственные гарантии, а также субсидирование процентной ставки. В свою очередь нынешний министр обороны России Сергей Шойгу, по неофициальной информации, еще в марте 2013 года поручил командующим родами и видами войск в срок до 1 апреля подготовить свои предложения по сокращению статей расходов.

Президент «Института стратегических оценок» Александр Коновалов полагает, что Россия до сих пор живет под советским лозунгом «на обороне экономить нельзя», но это неправильно, на ней можно и нужно экономить, потом что если вкладывать большую часть средств в ВПК, то экономику удастся разрушить гораздо успешнее и быстрее, чем это сделал бы вероятный противник нашей страны. В сегодняшних оборонных расходах России есть и значительная социальная составляющая (к примеру, строительство жилья для военнослужащих), но оборонзаказ на сумму в 20 трлн. рублей – это огромная цифра, которая в свое время поразила даже Путина. По словам Коновалова, Медведев в свою бытность президентом относился к ОПК, как к автомату с газировкой: сколько монеток в него бросишь, столько банок он тебе и выдаст. В действительности же российская оборонка может просто не переварить такой огромный бюджет.

Коновалов считает, что любая современная армия требует развития человеческого капитала – без хорошего образования, нормального здравоохранения (вспомните о количестве юношей, которые ежегодно признаются негодными к службе) ее невозможно построить. Оборонно-промышленный комплекс уже не стоит рассматривать в роли стимула развития экономики. Тот эффект, когда инвестиции в ОПК дают толчок развитию гражданских секторов, во всех развитых странах мира работает подругому: там ОПК, которому необходимы новые технологические наработки в ряде узкопрофильных областей, использует достижения НИОКР гораздо более развитого и широкого гражданского сектора экономики.

Российскому ОПК, во-первых, требуется расстановка приоритетов (необходимо ли получить все одновременно к 2020 году, необходимы ли нам такие затратные проекты, как «Мистраль), во-вторых, стоит провести реформу закупок в ОПК и перейти на систему субконтрактов, подразумевающую действие рыночных механизмов. Помимо этого необходимо решить проблему коррупции, работать над развитием контрактной армии, для того чтобы современными системами вооружений управляли профессионалы, необходимо проводить системные реформы, которые не ограничивались бы простыми вливаниями триллионов бюджетных средств.

Военное обозрение