На рубеже обновления боевых средств России

13 ноября 2014

Заместитель министра обороны о планах развития вооружения, военной и специальной техники.

28 ноября 2014 года исполнится 85 лет со дня образования Департамента вооружения Министерства обороны Российской Федерации – ведущего органа военного управления Вооруженных сил России, отвечающего за решение вопросов формирования основных направлений военно-технической политики, создания, совершенствования и развития системы вооружения. В 1929 году в РККА была учреждена должность начальника вооружений, которому было поручено ведать вопросами разработки новых образцов вооружения, постановки их на производство, контроля исполнения заказов промышленными предприятиями и технической подготовкой промышленности к выполнению задач в военное время.

Деятельность аппарата начальника вооружения определила переход от планирования развития вооружений и военной техники по отдельным видам к комплексным долгосрочным планам и программам вооружения, включающим разработку, поставку и обеспечение эксплуатации в войсках вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), капитальное строительство военных объектов при оптимальной увязке потребностей Вооруженных сил с объемами средств, выделяемых на эти цели. Многие поколения специалистов Департамента вооружения Минобороны РФ и его предшественников вносили и продолжают вносить свой неоценимый вклад в создание и оснащение войск первоклассным отечественным вооружением. Достигнутые результаты – это закономерный итог, базирующийся на богатейшем практическом опыте личного состава и традициях, сложившихся в департаменте.

Текущая деятельность Департамента вооружения осуществляется в условиях крайне нестабильной военно-политической обстановки и продолжающихся военных угроз национальной безопасности нашего государства практически по всему периметру государственной границы России. К сожалению, до настоящего времени остаются неурегулированными многие региональные конфликты, сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, имеющих общую границу с Российской Федерацией. В этих условиях в целях обороны и обеспечения национальной безопасности Россия целенаправленно и последовательно осуществляет политику, призванную сдерживать и предотвращать военные конфликты, совершенствовать свою военную организацию, а также формы и способы применения Вооруженных сил.

Существенно изменился характер современных войн, которые стали высокотехнологичными, динамичными и скоротечными, требующими как принципиально новых подходов к их ведению, так и военно-техническому обеспечению. Именно поэтому одним из важнейших приоритетов Российской Федерации является завершение создания современной армии, вооружение которой должны составить системы и комплексы ВВСТ, обеспечивающие не только адекватное реагирование на весь спектр существующих угроз военной безопасности, но и вероятных угроз будущего.

Гарантия ответного удара

Решение этой приоритетной задачи осуществляется в рамках проведения согласованной и сбалансированной военно-технической политики, основы которой, на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены президентом Российской Федерации 26 января 2011 года. Основные механизмы реализации современной военно-технической политики закреплены в комплексе соответствующих документов, а ее замысел состоит в том, чтобы, опираясь на минимально достаточный потенциал ядерного сдерживания и сил общего назначения, осуществить качественное перевооружение ВС РФ в соответствии с параметрами нового облика.

Ключевым документом в этой области является Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы, утвержденная президентом Российской Федерации в декабре 2010 года. Главной целью программы является комплексное развитие системы вооружения Российской Федерации на основе комплектных поставок современного отечественного вооружения.

Исходя из потребностей нового облика Вооруженных сил и требований нормативных документов, реализуется поддержание и скоординированное развитие потенциалов сил ядерного сдерживания, группировок войск (сил) общего назначения, сил и средств для решения специальных задач, а также информационно-управляющих систем. Именно эти компоненты системы вооружения в первую очередь обеспечивают предотвращение развязывания против Российской Федерации и ее союзников ядерной агрессии, крупномасштабной или локальных войн с применением обычных средств поражения, а также заблаговременное вскрытие и предупреждение угроз национальной безопасности России. Базовым требованием при их развитии выступает необходимость создания системы вооружения Вооруженных сил, объединяющей в единый контур управления подсистемы вооружения группировок войск (сил) независимо от их дислокации на стратегических направлениях.

При этом комплектование системы вооружения и ее крупных подсистем новейшими комплексами (образцами) ВВСТ и обеспечивающих их применение средствами осуществляется по критерию обеспечения максимальной эффективности ведения боевых действий группировками войск (сил)
независимо от масштаба вооруженного конфликта и складывающейся военно-стратегической обстановки.

Важным фактором в нейтрализации возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны) по-прежнему остается потенциал системы стратегических ядерных сил.

С учетом характера и содержания прогнозируемых угроз военной безопасности Российской Федерации в обозримой перспективе система стратегических вооружений ориентирована на гарантированное решение задачи ядерного сдерживания любого вероятного агрессора в любых условиях развития военно-политической обстановки, в том числе в условиях ядерного воздействия противником по объектам военной и государственной инфраструктуры.

Исходя из этого, основными направлениями развития рассматриваемой системы являются:
– комплексное развитие ударного и информационно-управляющего компонентов;
– дальнейшее развитие систем и средств боевого управления;
– перевооружение группировки стратегических ядерных сил на современные образцы ВВСТ, разработка перспективных образцов межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок с новыми типами боевого оснащения, обладающими улучшенными энергомассовыми характеристиками;
– поддержание количественного состава стратегических вооружений на уровне, определенном международными соглашениями в рассматриваемой области.

Реализация этих направлений позволит решить задачу гарантированного нанесения неприемлемого ущерба любому противнику в ответ на развязанную им агрессию против Российской Федерации в любой форме ответных действий, в зависимости от сложившихся условий военно-политической и оперативно-стратегической обстановки.

Поставить заслон нападению из космоса

Другим важнейшим инструментом обеспечения стратегической стабильности является система вооружений Войск воздушно-космической обороны, предназначенных для вскрытия и отражения воздушно-космического нападения на объекты страны и группировки войск, а также оперативного оповещения органов государственного и военного управления. Создание воздушно-космической обороны страны обусловлено развитием воздушно-космических и ракетных технологий передовых стран мира, превращением воздушного и космического пространства в единую сферу вооруженной борьбы.

В настоящее время проведена необходимая работа по уточнению параметров системы вооружения Войск ВКО, и у нас есть полное понимание, какими средствами воздушно-космического нападения необходимо будет противодействовать в обозримой перспективе. Исходя из этого, создаваемая система будет сбалансированной по отношению к другим составляющим системы вооружения, а также адекватной возникающим угрозам и позволит в любых условиях обстановки обеспечить решение всего спектра задач, от предотвращения террористических актов с применением средств воздушно-космического нападения до реализации механизма силового стратегического сдерживания.

Поэтому перспективы развития системы вооружения Войск ВКО связаны в первую очередь со следующими основными направлениями:
– развертывание и совершенствование системы предупреждения о ракетном нападении на основе наземных, воздушных, космических и морских информационных средств для обеспечения глобального контроля воздушного и космического пространства;
– создание многофункциональных современных ударных систем противоракетной обороны различного базирования, в том числе на основе использования кинетического, электромагнитного и лазерного видов воздействия.

Реализация этих направлений обеспечит динамичное развитие системы вооружения войск ВКО, ее соответствие перспективным вызовам и угрозам в воздушно-космической сфере. Развитие систем стратегических вооружений и воздушно-космической обороны неразрывно связано с развитием систем вооружения сил общего назначения как обеспечивающих их развертывание, применение и перегруппировку.

При этом силы общего назначения, в состав которых входят авиация, Сухопутные войска и Военно-морской флот, решают задачи по защите территориальной целостности и национальных интересов Российской Федерации, в том числе при возникновении локальных или региональных
конфликтов.

Создать единое информационное пространство

В интересах развития систем вооружения сил общего назначения реализуются следующие основные мероприятия:
– создание гиперзвукового оружия, перспективных авиационных комплексов, в том числе беспилотных;
– реализация программ строительства и ремонта кораблей с целью обеспечения противоборства в ближней морской зоне и боевой устойчивости сил ядерного сдерживания морского базирования;
– разработка новейших образцов ВВСТ с повышенными боевыми возможностями по поражению объектов противника в любых условиях обстановки;
– создание образцов высокоточного оружия, реализующих принцип «выстрелил-поразил»;
– оснащение войск безэкипажными, роботизированными средствами различного назначения;
– создание перспективных транспортных систем на основе унифицированных платформ.

При этом вновь разрабатываемые и поставляемые в войска образцы ВВСТ должны быть объединены в единый разведывательно-информационно-огневой комплекс, способный быстро обнаруживать, идентифицировать и уничтожать цели противника.

Реализация данного подхода обеспечивается объединением отдельных разновидовых радиоэлектронных систем боевого обеспечения, таких как системы сбора, обработки и передачи информации для обеспечения планирования операций и ведения боевых действий в рамках единого контура управления Вооруженными силами.

При этом общим направлением развития радиоэлектронных систем боевого обеспечения является формирование единого информационного пространства на базе распределенных информационно-вычислительных сетей и комплексной интеграции радиоэлектронных средств разведки, связи, навигации, радиоэлектронной борьбы, автоматизации управления войсками и оружием в многофункциональные системы.

Интеграция разнородных боевых радиоэлектронных систем позволит в реальном масштабе времени обеспечивать оперативное и эффективное использование пространственно-разнесенных средств поражения с возможностью концентрации точки нанесения удара, а также выбора рационального состава средств поражения для решения поставленных задач в условиях высокой динамичности современных боевых действий.

К основным направлениям развития системы средств радиоэлектронного обеспечения относятся:
– широкое использование передовых информационных, телекоммуникационных технологий и создание территориально-распределенных банков информации;
– переход от иерархического стволового управления войсками и вооружением к распределенному сетецентрическому управлению;
– комплексное наращивание возможностей по ведению непрерывной разведки в масштабе времени, близком к реальному;
– создание техники РЭБ на новых физических принципах, использующей «устойчивые» способы и методы противодействия, эффективность которых практически не зависит от развития радиоэлектронных средств вероятного противника.

В целом развитие рассмотренных систем вооружений базируется на своевременных комплектных поставках в войска перспективных образов вооружения, создаваемых на основе модульного подхода, не уступающих по характеристикам зарубежным аналогам и обладающих значительным уровнем унификации.

При этом развитие системы вооружения Вооруженных сил требует консолидации общих усилий всех органов государственной власти и организаций, участвующих в процессе военного строительства.

С учетом предпринимаемых в этом направлении мер, есть уверенность, что разработанные планы в области военного строительства будут своевременно реализованы в полном объеме, что обеспечит на долгосрочную перспективу военную безопасность Российской Федерации.

Независимое военное обозрение