МАК оставят только катастрофы
21 декабря 2015Полномочия МАК могут сократить до расследования авиапроисшествий.
Функции Межгосударственного авиационного комитета (МАК) будут распределены между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом. Это следует из проекта постановления правительства. Из внушительного списка полномочий комитета у него может остаться только одна функция — расследование авиапроисшествий.
Правительство подготовило изменения в постановление «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах», которое лишит Межгосударственный авиационный комитет (МАК) практически всех функций.
Как следует из проекта постановления правительства (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), комитет не сможет вместе с Минтрансом, Минобороны и Минпромторгом участвовать в подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил.
Согласно документу, полномочия МАК по подготовке и утверждению требований к компаниям, которые разрабатывают и производят самолеты и другую авиатехнику, будут переданы Минпромторгу.
Правила, касающиеся требований к летной годности гражданских самолетов, авиадвигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, будут утверждаться Минтрансом по согласованию с Минпромторгом.
При этом сертификацией гражданских самолетов, аэродромов, светосигнального оборудования на аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки самолетов и так далее, непосредственно будет заниматься Росавиация.
В случае принятия подготовленных поправок единственной функцией МАК останется расследование авиакатастроф.
Планируемое снятие всех полномочий с комитета стало результатом скандала с постановлением о запрете на эксплуатацию Boeing 737. В начале ноября текущего года МАК неожиданно для всех отозвал сертификат типа у самолетов Boeing 737 (Classic и NG), эксплуатируемых российскими авиаперевозчиками. Решение комитета вызвало огромный резонанс на авиарынке. Экстренное совещание по данному вопросу было проведено в Росавиации. Глава агентства Александр Нерадько тогда сообщил, что решение МАК касалось процедур расследования катастрофы Boeing 737, которая произошла в ноябре 2013 года в Казани, и пока оснований для прекращения эксплуатации данного типа самолетов нет.
МАК, в свою очередь, заявил, что приостановка действия сертификата была связана с требованием Росавиации запросить у Federal Aviation Administration (Федеральное управление гражданской авиации США) сведения о доработках рулевого управления самолетов этого типа. По утверждению комитета, Росавиация посчитала, что катастрофа Boeing 737 (отчет по данной катастрофе до сих пор не опубликован) в Казани могла произойти из-за отказа в системе управления руля высоты.
Через несколько дней после этих событий начались разговоры о том, чтобы лишить МАК части полномочий. Так, Общественная палата России обратилась в правительство с просьбой рассмотреть возможность передачи функций МАК авиационным органам России. По подсчетам Общественной палаты, у МАК имеется порядка 35 полномочий в сфере гражданской авиации.
«Не может одна организация сертифицировать самолеты и при этом заниматься расследованием авиакатастроф. Это нонсенс. Вопрос авиавластей о функциях МАК ставился неоднократно. Но связи у председателя МАК (Татьяна Анодина) были высокими, а разумные решения в отношении комитета не были приняты. А где штаб МАК? В Баку. В другом государстве», — недоумевал ранее председатель общественного совета при Ространснадзоре России Петр Иванов.
История Межгосударственного авиационного комитета (МАК) началась в ноябре 1991 года. Тогда Государственный совет СССР принял решение упразднить ряд министерств. В этот список попали: Комиссия СССР по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Госавианадзор, в компетенцию которого входили расследование авиапроисшествий и сертификация авиатехники, а также Министерство гражданской авиации СССР.
По сути, воздушный флот бывшего СССР, продолжавший осуществлять перевозки пассажиров и грузов, оказался без государственного надзора за безопасностью полетов и регулирования в части управления воздушным движением и использования воздушного пространства.
6 декабря 1991 года главы правительств государств — членов экономического сообщества издали постановление о создании МАК. В конце декабря того же года 12 независимых государств, образованных на территории бывшего СССР, подписали Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, которым были определены функции и полномочия МАК.
Комитету было поручено проводить оценку летной годности самолетов, годности эксплуатации аэродромов, а также расследовать авиационные происшествия на территории России. Кроме того, МАК наделили функциями проводить сертификацию воздушных судов и их компонентов, сертификацию производства авиационной техники, международных и категорированных аэродромов. Комитет также проводил сертификацию организаций, которые разрабатывали авиатехнику. Также МАК получил возможность совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатывать и обновлять ряд пунктов авиационных правил.
Комитет также получил право проводить переговоры с авиавластями других государств по вопросам сертификации летной годности гражданской авиатехники, разрабатывать проекты соответствующих соглашений и вносить их на рассмотрение в российское правительство.