Госзакупки станут прозрачнее
28 января 2013В ближайшее время Госдума рассмотрит во втором чтении проект закона "О федеральной контрактной системе". По мнению авторов законопроекта, старые правила размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд изжили себя. Государственные закупки нуждаются в полной регламентации всех стадий размещения заказа: начиная от планирования закупки и заканчивая приемкой товара.
В проекте вводятся новые понятия, предусмотрены ежегодные планы и сводные долгосрочные прогнозы, подробно описывается каждая стадия госзакупки, вводятся специальные структурные подразделения в организации заказчика и многоемногое другое.
При этом, как сказано в самом проекте закона, при выборе способа заказчик обязан учитывать установленные законом условия применения процедур закупок и исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок.
Авторы проекта считают, что способов размещения заказов должно быть больше, чем есть на данный момент, аргументируя это тем, что товаров, работ и услуг - огромное количество и потому закупать их надо разными способами в зависимости от их специфики, а также специфики рынков, на которых они производятся.
Они делают упор на то, что основным способом размещения заказа должен стать конкурс, считая, что он подходит для большинства продуктов и рынков. А когда для конкретного вида закупок процедура конкурса избыточна или недостаточна, будут применяться другие процедуры.
Гражданам и организациям будет предоставлено право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований, установленных данным законом, объединяясь на добровольной основе в общественные объединения. Эти объединения смогут готовить предложения по совершенствованию закона, направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов и мнодругое.
Ко второму чтению законопроекта Госдума вносит в проект документа три существенные поправки. По словам руководителя рабочей группы Игоря Игошина, речь идет об антидемпинговых мерах, изменении процедур упрощенных закупок и расторжения контракта.
По словам Игошина, ряд одобренных группой поправок носят ярко выраженный антикоррупционный характер. В частности, ко второму чтению существенные изменения может претерпеть статья об антидемпинговых мерах.
В принятом в первом чтении варианте предусматривалось, что участник, снижающий цену более чем на 25%, должен будет предоставить конкурсной комиссии соответствующие обоснования, например дополнительные документы. Однако такой подход позволяет организаторам торгов, в случае если цена завышена, отсекать добросовестных поставщиков, предлагающих продукцию по реальной цене, признавая их документы недостаточно обоснованными. В соответствии с поправкой участник, предложивший такое резкое снижение, должен будет вместо обоснования предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта.
Депутат Виктор Климов также считает, что увеличение финансовой гарантии - эффективный инструмент, так как он не допустит к исполнению контрактов производственно несостоятельных поставщиков. Согласно предложенной поправке, в случае неисполнения или несвоевременной поставки они понесут большие материальные убытки.
Самые большие изменения в проекте коснутся процедуры упрощенных закупок. В первом чтении версия законопроекта предполагала использование этой процедуры для закупок, которые нужно провести до конца финансового года по ускоренной схеме.
По словам И. Игошина, в ходе рассмотрения этого вопроса стало ясно, что недобросовестные заказчики могут ее использовать, намеренно оттягивая начало процесса закупок, а затем проводя их по упрощенной, гораздо менее защищенной от коррупции процедуре.
Законопроектом о ФКС вводятся возможности одностороннего расторжения контракта. Эта процедура в действующем законе не предусмотрена. На сегодняшний день госзаказчики в случае неисполнения поставщиками своих обязательств вынуждены годами расторгать контракты. Между тем с ее введением у недобросовестных заказчиков появляется возможность для вымогательства под угрозой расторжения контракта.
По словам Виктора Климова, рекомендуется ввести в процедуру расторжения контракта независимую экспертную организацию, которая будет давать заключение о неисполнении поставщиком обязательств. Оно и станет основанием для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
С учетом поправок новая система госзакупок с 2014 г. будет выглядеть так: появятся новые способы выбора поставщика, а основным видом закупок вместо электронного аукциона станет конкурс. ФКС предусматривает три вида конкурса: открытый, двухэтапный и с ограниченным участием. Аукционы могут быть открытыми (только в электронной форме) и закрытыми, допускаются запросы котировок и предложений. Решением правительства, как и сейчас, закупить товар или услугу можно будет у любого поставщика и по любой процедуре.
Оценивать заявки поставщиков чиновники смогут по цене, расходам на эксплуатацию, ремонт товаров или по использованию результатов работ, качественным, функциональным и экологическим характеристикам. По сравнению с действующим порядком значительно расширяются возможности оценивать квалификацию участников торгов. Можно проверять наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ценностей, опыта и деловой репутации специалистов.