Гособоронзаказ меняет систему закупок
22 октября 2012В поправках к правительственному законопроекту «О гособоронзаказе» предлагаются три варианта торгов для армии
Правительство и Госдума решили поменять технологию проведения закупок для Вооруженных сил. Сейчас при закупках в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) проводятся торги и аукционы. Взамен этой системы депутаты и представители военно-промышленной комиссии при правительстве России предлагают три варианта размещения заявок.
- Первый: если поставщик — монополист, как «Газпром», то торги отменяются. Правительство определяет цену на продукцию и квоту обязательной поставки.
- Второй: при закупках вооружений, военной и специальной техники, специального военного имущества типа бронежилетов и касок вводится система конкурентных переговоров, во время которых соревнуются не товары, а производственные возможности предприятий.
- Третий вариант: при закупках хозяйственного имущества, то есть горючего, стройматериалов, мебели и т.д. предлагается действовать по старой схеме — с помощью открытых торгов и аукционов.
Предложения правительственной комиссии и думского комитета оформлены в виде поправок в законопроект «О гособоронзаказе». Документ, подготовленный в правительстве и принятый в первом чтении еще в мае, готовят ко второму чтению.
Действующий закон «О гособоронзаказе», принятый в 1995 году, работает плохо, о чем свидетельствуют срывы закупок в прошлом и нынешнем годах. Их главной причиной оказалась неспособность военных и оборонки договориться о ценах на продукцию, а также попытка применения рыночных механизмов (торги и аукционы) в нерыночных условиях, когда то или иное военное изделие производит всего один завод.
Новая система размещения гособоронзаказа должна исправить ситуацию, уверены депутаты Госдумы. Член комитета по обороне Франц Клинцевич заявил «Известиям», что конкурентные переговоры успешно проводятся на Западе, а в России такой способ используют госкорпорации при закупках для собственных нужд.
— Конкурентные переговоры наиболее эффективны при определении соотношения «цена — качество — реализуемость», — сказал он.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что торги и аукционы по действующей схеме только имитируют открытость.
— Предложения по работе с монополистами вряд ли повысят эффективность исполнения гособоронзаказа, скорее это усиливает монополизм. А вот процедура конкурентных переговоров — это правильный и здравый подход, особенно если проводится открыто, с независимой экспертизой. Переговоры полезны и заказчику, и исполнителю, — уверен Сивков.
Эксперт одобрил также электронные торги в рамках ГОЗа, назвав их оправданной мерой и выразив надежду на положительные результаты. Однако руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок с ним не согласен и считает, что в новой системе остаются старые проблемы. Особенно отсутствие планирования.
— У нас закупки вооружения планируют на три года, а в США — на 25–30 лет. Они это делают, чтобы иметь возможность регулярно проводить модернизацию. Поправки могут какие-то вещи «причесать», но принципиально ничего не меняют, в том числе введение новой схемы закупок.
Цыганок уверен также, что эта схема не решает проблему коррупции в военной сфере. По его данным, до 70% от общего объема ГОЗа составляют секретные заказы, в то время как в США их 6–7%. Повсеместная секретность оставляет большое поле для маневра недобросовестным чиновникам и деятелям ОПК, в том числе с закупками втридорога зарубежной техники, заявил он.