Большинство банков не готово к работе с гособоронзаказом

17 ноября 2015

Минобороны отказалось расширить перечень уполномоченных банков, работающих в сфере реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ), с 9 до 50. Это следует из письма замминистра обороны Татьяны Швецовой, направленного президенту Ассоциации региональных банков России (АРБР) депутату Госдумы Анатолию Аксакову.

Уполномоченные банки, среди которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, «Российский капитал», банк «Россия», Новикомбанк и ВЭБ, призваны обеспечивать контроль за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗа. По 275-ФЗ банки, сопровождающие госконтракты по оборонному заказу, должны иметь капитал не менее 100 млрд рублей, находиться под контролем РФ или ЦБ, а также лицензию на проведение работ, связанных с гостайной.

Ранее АРБР просила расширить список уполномоченных банков, работающих в рамках ГОЗа, с 9 до 50, «поскольку у многих негосударственных российских банков, имеющих капитал ниже установленного законом, сложилось взаимовыгодное и конструктивное сотрудничество с предприятиями сферы оборонзаказа».

— В целях сохранения этого сотрудничества и развития конкуренции необходимо расширение перечня, — говорилось в обращении АРБР. Отказывая банкирам, Минобороны указало, что даже сегодня «не все банки, отнесенные к категории уполномоченных, приступили к банковскому сопровождению ГОЗа».

— Так, сведения об открытии отдельных счетов в Банке Москвы и АКБ «Российский капитал» отсутствуют, — пишет Минобороны. — Сертификационные ключи электронной подписи для обмена информацией с предприятиями ГОЗа банки не получили. ВЭБом до
настоящего момента не обслуживаются контракты и, соответственно, не передается информация в единую информационную систему расчетов по ГОЗу.

По логике Минобороны, сложившаяся ситуация свидетельствует о неготовности большинства банков к работе с компаниями в рамках ГОЗа.

— Сложившаяся ситуация создает предпосылки для снижения эффективности работы межведомственной системы контроля и результатов выполнения ГОЗа в целом. В этих условиях Минобороны не поддерживает предложение о расширении перечня уполномоченных банков, — резюмируют в военном ведомстве.

Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в марте 2015 года сообщал президенту, что «из более чем 500 госконтрактов (в том числе по гособоронзаказу. — «Известия») примерно треть связана с офшорами, соучредители которых находятся за рубежом». Чиханчин также сообщал, что Росфинмониторинг работает над выстраиванием механизма, пресекающего подобные нарушения.

Сейчас в России действует госпрограмма вооружения на 2011–2020 годы. Так, в начале планового периода гособоронзаказ исполнялся на 82–84%. В 2010-м армия недополучила около трети обещанного предприятиями вооружения и военной техники. По мнению аналитиков, к многочисленным срывам ГОЗа в прошлом привело отсутствие консенсуса между оборонно-промышленным комплексом и госзаказчиком, Минобороны, по ряду параметров. В 2012 году министра обороны Анатолия Сердюкова сменил Сергей Шойгу, а курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин был назначен председателем Военно-промышленной комиссии при правительстве России (с сентября 2014 года ее возглавляет лично президент Владимир Путин). Это реанимировало зашедший в тупик диалог между промышленностью и
госзаказчиком.

В 2013 году был принят новый закон о гособоронзаказе, урегулировавший ряд разногласий между министерством и ОПК. В частности, он допускает компенсацию непредвиденных расходов, которые зачастую появлялись в долгосрочных проектах, растянутых на 5–7 лет. В 2014 году гособоронзаказ выполнен приблизительно на 95%, заявлял в декабре в интервью «Известиям» замминистра обороны Юрий Борисов.

— Уполномоченные банки должны соответствовать требованиям закона, — считает зампредседателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Александр Наумов. По словам партнера компании «Деловой фарватер» Романа Терехина, позиция Минобороны более чем целесообразна.

— В условиях кризиса слишком рискованно расширять перечень уполномоченных банков по ГОЗу с 9 до 50, — уверен Терехин. — Иначе обеспечивать контроль за использованием бюджетных средств в рамках ГОЗа будут банки, которые не смогут справиться с задачей на должном уровне. В результате могут возникнуть различные задержки, снизится качество контроля, вывод средств ГОЗа за рубеж станет более доступным. Особенно риски подобного сценария возрастут, если у уполномоченного банка отзовут лицензию, что сейчас часто бывает даже с крупными участниками рынка. Если, по данным Минобороны, не все из девяти сейчас уполномоченных банков справляются с возложенными на них функциями, шестикратное расширение списка вряд ли сможет принеси положительный результат.

Директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка Денис Агарков считает, что отказ Минобороны расширить список уполномоченных банков демонстрирует избирательный подход к решению сложных вопросов.

— Подобный подход косвенно указывает на желание «заряжать» ликвидностью лишь государственные и избранные частные банки, — уверен Агарков. — Коммерческие банки уже не раз ограничивали в доступе к государственным заказам. Нужны единые для всех правила игры.

Минобороны стремится снизить риски контрагента, что особенно актуально в моменты макроэкономической нестабильности, комментирует аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Евгений Славнов.

— Тем не менее данные требования фактически являются заградительными и лишают частные банки какой-либо возможности поучаствовать в обслуживании данных средств вне зависимости от их финансового состояния и степени надежности. Несмотря на то что контроль за госсредствами безусловно необходим, подобное ограничение конкуренции, создающее дополнительные преференции для госбанков, в моих глазах является не совсем верным подходом, — считает он.

Терехин прогнозирует, что на получение позитивных результатов от усиления контроля за сферой ГОЗа может уйти 1,5–2 года в случае работы уполномоченных банков на должном уровне.


Известия