Минпромторг России намерен сделать оргвыводы по госпредприятиям ОПК, допускающим отставание в выполнении гособоронзаказа

28 января 2013

Министерство промышленности и торговли намерено "сделать организационные выводы" по фактам задержки в исполнении гособоронзаказа, а "по ответственным руководителям ФГУПов будут приняты согласованные с Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ меры". Об этом заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров на совещании у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина "Основные итоги организации работы по выполнению государственного оборонного заказа в 2012 году. Задачи на 2013 год".

Мантуров подчеркнул, что в случаях, где речь идет об акционерных обществах, будет использован "инструмент воздействия через совет директоров".

В своем выступлении министр, в частности сообщил, что в 2012 году Минпромторгом России реализовывались задания, предусмотренные государством по гособоронзаказу в рамках 6 федеральных целевых программ. Это федеральные целевые программы "Развитие ОПК", "Стратегические материалы", "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности", "Национальная система химической и биологической безопасности", "Антитеррор" и "Уничтожение запасов химоружия".

Соответствующая работа проводилась в рамках мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой экономики и по ряду мероприятий внепрограммной части гособоронзаказа.

Исполнены обязательства по гособоронзаказу, в том числе, с учетом экономии по торгам, на 99,4 проц, из них по капитальным вложениям – 98,9 проц, по НИОКР – 100 проц, по прочим расходам – 100 проц.

В рамках целевых программ продолжались работы технологического характера и мероприятия по модернизации предприятий ОПК. Проведено 977 технологических работ, из них завершено 127. Модернизированы и техперевооружены более 60 производственных мощностей, связанных с производством перспективного истребителя типа МИГ, ракетного комплекса Искандер, подводных кораблей "Варяг" и "Ясень" и ряда других образцов.

В рамках федеральной целевой программы химической и биологической безопасности введены в действие мощности по производству изделий коллективных средств защиты корпорации "Росхимзащита", что позволило увеличить производственную мощность средств защиты и разведки нового поколения до 50 тысяч штук в год.

В части программы уничтожения химического оружия: продолжалось строительство объектов уничтожения химоружия, введены в эксплуатацию объекты социальной инфраструктуры в районах по проведению работ по уничтожению химоружия.

В то же время есть примеры неисполнения заданий гособоронзаказа по государственным капитальным вложениям. Основная причина неисполнения – ограничения связанные с корпоративными процедурами и наличием проектной документации. Большая проблема - качество подготовки предприятиями документов. Документы готовятся с большим количеством ошибок и недоработок. В итоге – постоянный срыв сроков и отсутствие бюджетного финансирования по ряду проектов.

В прошлом году Минпромторг ставил предприятиям несколько сроков по готовности проектной документации – 1 апреля и 1 августа, провели несколько крупных оргсовещаний с предприятиями промышленности. В результате все равно пришлось скорректировать значительный объем гособоронзаказа с целью перераспределения средств между инвестиционными проектами, а ряд мероприятий вообще не был выполнен.

Сумма, которую пришлось переносить на другие объекты, - около 5 млрд рублей.

В 2012 году задания гособоронзаказа не выполнили 10 предприятий, количество предприятий, по которым корректировался гособоронзаказ, - около 80. При этом сама процедура его корректировки и федерального бюджета требует непростого межведомственного согласования.

В Минпромторге считают, что необходимо повышать эффективность реализации заданий гособоронзаказа. Поэтому в 2013 году в принципах предоставления бюджетных инвестиций произойдет ряд изменений. Всем предприятиям, входящим в интегрируемую структуру бюджетные инвестиции будут предоставляться через головные организации интегрированных структур. То есть практически управлять реализацией инвестиционного проекта будут интегрированные структуры. Это повысит управляемость программой, эффективность использования бюджетных средств и реализации инвестиционных программ корпораций.

С 2013 года начнет реализовываться кредитная схема финансирования инвестиционных проектов в рамках ФЦП "Развитие ОПК". При этом все предложения по финансированию интегрированных структур в рамках ФЦП "Развитие ОПК" уже отражены в законе о Федеральном бюджете и Гособоронзаказе на 2013 – 2015 годы. То есть, идет опережение процедуры при реализации новых подходов к управлению ФЦП.

Завершается формирование организационно-управленческого и кассового планов исполнения заданий ГОЗ интегрированными структурами и Госкорпорацией "Ростехнологии".

В конце прошлого года принято постановление об утверждении правил предоставления субсидий организациям ОПК на возмещение процентов по кредитам, привлеченных исполнителями мероприятий ФЦП ОПК в рамках "кредитной схемы". В стадии проработки в аппарате правительства проект постановления правительства о госгарантиях для предприятий ОПК, подготовленный Минфином России.

Разработаны проекты типовых документов, необходимых для организации финансирования интегрированных структур и "Ростехнологий". Завершается разработка типовых документов для реализации кредитной схемы.

В части открытия финансирования 2013 года Минпромторг уже приступил к финансированию НИОКР в рамках федеральных целевых программ. В тоже время заблокировано финансирование государственных капитальных вложений по ФЦП "Развитие ОПК" и "Стратегические материалы". Это связано с внесением изменений в данные ФЦП. Сегодня обе программы находятся на финальной стадии внесения в правительство. До конца января обе ФЦП будут внесены.

Бизнес-тасс